Эксплуатация  Кузов  Двигатель  Трансмиссия  Тормоза  Ходовая  Топливная  Электрика  Схемы
 

Тест Skoda Octavia 1.4 TSI DSG

Шаг в сторону

Старенький Skoda Favorit решительно влез между двумя новейшими Octavia на совершенно пустой дороге. И цвет, и состояние машинки можно было описать словами “гниловатая свекла”. Дорога уходила вверх, на холмы, но Favorit как приклеенный висел на хвосте у сияющей лаком и урчащей турбиной так хорошо знакомой незнакомки...

skoda octavia TSI

Колеся между сельскими городками приветливой Чехии, мы не могли не заметить количество автомобилей Skoda на дорогах и уважительное внимание чехов, обращенное на новую Octavia. Как будто мы едем на респектабельном автомобиле престижной марки… Может быть, с точки зрения общемировых ценностей это и не так, но гордиться отечественным автопромом чешские водители имеют все основания. Бестселлер Skoda предстал перед нами основательно обновленным. Внешние изменения закономерны: с новых бамперов исчезли пластмассовые молдинги, на боковинах они выкрашены в цвет кузова. Передок полностью новый: и крылья, и решетка, и капот, хотя заметнее всего огромные фары с надписью “Octavia” на отражателях. На месте обычных “противотуманок” теперь блок, включающий в себя также дневные фары и боковые лампы для освещения поворотов. Изящный красный штрих исчез с задних фонарей, и белая С-образная линия превратилась в простой сектор. Что это – обновление или шаг в сторону? Пожалуй, таков ключевой вопрос, касающийся отнюдь не только фонарей… Главного дизайнера Skoda Йозефа Кабана будто усиленно прятали от журналистов. Он вошел в зал за считаные секунды до начала пресс-конференции, не выступал и всячески избегал внимания. Даже на анонсированной “Дизайнерской мастерской” Skoda не появился. Но упрекнуть Йозефа в небрежности нельзя: этот человек с огоньком в глазах, готовый часами рассуждать о дизайне, вовсе не должен отвечать на бесконечные вопросы о влиянии финансового кризиса на компанию и остановке конвейера в Млада-Болеславе. К тому же дизайн рестайлинговой Octavia начали разрабатывать при Йенсе Манске, предшественнике словака, – какой же спрос с Кабана?..
На упомянутом Design Work-shop мне удалось пообщаться с одним из дизайнеров проекта – Андерсом Йохансоном. Отложив в сторону маркер и только что законченный показательный скетч, он спросил:
– Ну и как тебе обновленная Octavia?
Отвечаю осторожно:
– Думаю, рестайлинг удался, если учесть, что это попытка натянуть на законченную цельную форму линии совершенно другой пластики…
– Верно! Рестайлинг такого рода в принципе нельзя сделать идеально. Особенно когда речь идет о таком цельном образе, как у второй Octavia. Но мы сделали все, чтобы модель и после модернизации смотрелась гармонично.
Соглашаюсь. Хотя, на мой взгляд, автомобилям Skoda очень идут чистые формы и лаконичные линии, бывшие визитной карточкой марки несколько последних лет. Та самая простота, которая так тяжело дается.
– Такой была первая Octavia, да и вторая до рестайлинга, – говорит Андерс.
– Стоит ли уходить от этого стиля, может быть, надо его развивать?
– Все не так просто. Volks-wagen однажды встал на этот путь, и покупатели не приняли новые модели – посчитали, что это скучно.
– Одно дело “просто и свежо”, но другое дело “одно и то же”. Людям нужно было дать что-то новое.
– У каждого свои представления о новизне, согласен?
– Да, – отвечаю. – А ты согласен, что стайлинг многих новых автомобилей выглядит не шагом вперед, а шагом в сторону? Не новое, а просто “не такое, как было”…
Андерс соглашается, но я чувствую, что обсуждать конкретные автомобили ему бы не хотелось. Меняем тему.
– Будет ли Octavia нового поколения решена в стиле, заданном нынешним рестайлингом?
– Цель этого рестайлинга – подтянуть внешность модели под существующие тенденции в дизайне. Следующее поколение будет воплощать новую концепцию.
Понятно. Нынешняя “подтяжка лица” – шаг в сторону. И цель у него не единственная. Внешнее обновление – хороший способ привлечь внимание к новым агрегатам. Число двигателей достигло восьми, а список трансмиссий дополнила преселективная 7-ступенчатая DSG. Пришло время познакомиться с новинками поближе. Новая 122-сильная “четверка” объемом 1,4 л – не тот двигатель с комбинированным наддувом, что уже знаком нам по VW Tiguan. Давлением в камерах сгорания здесь ведает только турбина (компрессора нет) и, замечу, делает это весьма компетентно. Мы выбрали хэтчбек с таким двигателем и трансмиссией DSG, так как подозреваем за этой модификацией потенциал бестселлера в линейке Octavia. Поведение машины хорошо знакомо по версии 2004 г. и… по современным Volkswagen. Те же внятные реакции, такое же по-немецки настроенное рулевое управление с четким “нулем” и по-прежнему энергоемкая и в меру жесткая подвеска. Другого мы и не ждали, особенно на “умеренном” профиле “резины” (205/55 R16). Идеально информативные тормоза: замедление полностью адекватно силе нажатия на педаль, без лишней нервозности. Снова немецкая школа – как и отличная шумоизоляция. Ну а двигатель? Здесь уместнее говорить о силовой установке “в сборе”. Компактная 7-ступенчатая DSG второго поколения работает с мотором TSI безупречно, заметно меняя характер в зависимости от выбранного режима. Мгновенные, своевременные и при этом едва заметные переключения уже не изумляют, но по-прежнему радуют. В обычном режиме сверхробот вовремя “подтыкает” низшую передачу и выбирает оптимальный момент для переключения “вверх”, а в спортивном позволяет стрелке тахометра подбираться к красной зоне и выбирает передачу так, чтобы оставить запас тяги для мощного ускорения по первому требованию. Звук разгоряченного мотора приятен, а слышно его ровно настолько, чтобы не повышать голос при обгоне на загородной дороге. На разгоне до 100 км/ч эта модификация “выезжает” из 10 с и потребляет всего 6,3 л бензина на 100 км в смешанном цикле – даже меньше, чем с МКП. Это еще одно преимущество слаженности агрегатов. Двигатель 1.4 TSI помимо прочего очень эластичен: максимальные 200 Нм он предоставляет в диапазоне 1500–4000 об/мин. На “механике” это позволяет реже переключаться, но неугомонному DSG совершенно не лень постоянно подбирать нужную из своих семи передач, благодаря чему достигается завидная экономичность. Заказать КП с двумя сцеплениями можно будет и в паре с модернизированным двигателем 1.8 TSI (альтернатива – 6-ступенчатая “механика”), кроме того, для турбодизелей будет предлагаться 6-ступенчатая DSG первого поколения. Если динамика агрегата 1.4 TSI показалась мне достаточной, то бензиновый 1,8-литровый мотор с турбонаддувом должен порадовать любителей “задать джазу”. Я, конечно, понимаю, что сейчас кого ни выдерни из потока, у всех “летит как самолет, со светофора первый и стрелку кладет!”, а также прочее “не бит, не крашен, в ПТС 90 л.с.”, но Octavia со 160-сильным двигателем набирает “сотню” за 7,8 с, за что в смешанном цикле просит 6,6 л бензина на 100 км пути. Эти цифры как минимум достойны уважения, и мы при первом же удобном случае испытаем такую модификацию в сравнении с конкурентами. Мне также удалось прокатиться на машине со 140-сильным турбодизелем. Уже знакомый нам мотор 2.0 TDI все так же хорош и на автобане, и на серпантине – только со сцеплением при старте надо обращаться понежнее. Интерес к двигателю остался лишь теоретическим: дизельных машин мы пока не увидим – решение о поставке этих версий в Россию или о сборке таковых в Калуге еще не принято. Жаль, ведь самая мощная версия 2-литрового дизеля развивает 170 л.с. Полноприводных универсалов с модернизированной муфтой Haldex нам тоже не дали. Впрочем, в продажу они поступят вовремя, а рестайлинговых модификаций Scout и RS придется подождать по крайней мере до весны – начала лета. Посему перейдем к очередной приятной части знакомства с любым автомобилем – рассмотрим новое оборудование. В радикально обновленном салоне нас встречают новые приборы, руль, блок управления климат-контролем и огромный экран навигационно-музыкальной системы. Большинство нововведений заимствовано у флагманского Superb, что нас совершенно не расстраивает. Новые материалы и цвета радуют глаз, к качеству отделки придраться невозможно. Список опций под стать гамме агрегатов – чего только нет! Две навигационных и три аудиосистемы, причем топовое устройство Columbus с сенсорным экраном и жестким диском на 30 Гб оснащено громкой связью с Bluetooth, а системы попроще имеют линейный вход для подключения любого внешнего устройства. За доплату можно получить адаптивный “ксенон” с поворотными лампами, круиз-контроль, продвинутый “парктроник”, электросиденья с памятью и прочие атрибуты роскошных автомобилей. Верным ли путем идет группа Volkswagen, поднимая новые модели Skoda на качественно новый уровень? Происходит явное изменение основополагающей концепции марки. И в данном случае есть некоторый риск утратить обжитую нишу. Разница между Skoda и VW в техническом оснащении, качестве, дизайне и списках оборудования стирается – ее уже сейчас трудно различить. Octavia выпускается в шести странах: Чехии, Словакии, России, Украине, Китае и Индии. Марка Skoda ранее не рассматривалась в качестве “наместника” Volkswagen на востоке – слишком далека разумная европейская система ценностей от азиатской тяги к роскоши (например, первый Superb для Китая превратился в местный Passat). В Америках Skoda тоже не ждут и особо не знают. Даже “народные” латиноамериканские автомобили там продаются под маркой VW. Остается тесная Европа, но как разойтись с дружественными брендами, которых у Volkswagen хватает?
Новый Superb, устроившийся на стыке классов “D” и “Е”, благодаря своей специфичности конкурирует со многими автомобилями и одновременно ни с кем, он единственный в своем роде. Такова и Octavia. Модель окончательно выросла из “гольф”-класса, но и лезть в полноценный D-класс не торопится. Принципиальных отличий от более габаритных конкурентов у нее только два: размер и цена. Предложить просторный автомобиль с огромным багажником и качеством VW по средней цене “гольф”-класса – достойный ход. Конечно, базовые версии оборудованы весьма скромно, но это и делает их доступными. Скорее всего, потребительская ниша самой важной для Skoda модели не исчезнет, а, напротив, расширится. Новая Octavia готова шагнуть вперед, даже если для этого придется сделать шаг в сторону.

Технические характеристики Skoda Octavia 1.4 TSI DSG
Габариты, мм
4569х1769х1462
База, мм
2578
Снаряженная масса, кг
1285
Тип двигателя
бензиновый L4 с турбонаддувом
Рабочий объем, куб. см
1390
Макс. мощность, л.с./об/мин
122/5000
Макс. момент, Нм/об/мин
200/1500–4000
Трансмиссия
преселективная роботизированная 7-ступенчатая
Привод
передний
Макс. скорость, км/ч
202
Время разгона 0–100 км/ч, с
9,7
Расход топлива (средний), л/100 км
6,3
Объем бака, л
55


            









Общая информация
Габаритные размеры
Технические характеристики
Системы безопасности
Информация на табличках
Комплектации моделей
Уход и профилактика
Замена масла двигателя
Замена масляного фильтра
Расход масла
Замена охлаждающей жидкости
Слив старой жидкости охлаждения
Долив охлаждающей жидкости
Давление в шинах
Когда менять передние колодки
Когда менять задние колодки
Поднятие домкратом
Буксир
Замки-блокираторы рычага КПП
Skoda Octavia Combi 4X4