Эксплуатация Кузов Двигатель Трансмиссия Тормоза Ходовая Топливная Электрика Схемы
|
Через семь границ«Октавка» — так зовут чехи свою новинку Skoda Octavia. Статья о сравнительном тесте этой машины с одноклассниками Seat Toledo и Hyundai Lantra начиналась так: «Мы отправились в чешский городок Млада Болеслав, забрали там машину и своим ходом приехали в Москву». Теперь можем добавить: потом своим же ходом вновь приехали в Чехию, вернули Октавию, а пригнали в Москву новенький Ford Ка. Вот как все было... НАЧАЛО Пражская электричка затормозила у полустанка. Маленький станционный домик, пустая площадь перед ним, под дождем мокнет объявление о дискотеке... Это и есть Млада Болеслав, где находится завод Skoda. Сев в видавший виды Ikarus, мы назвали пароль: «Шкода Пентагон». Водитель улыбнулся и махнул рукой — знаю, мол, доедем. Тот, кто назвал шкодовский офис Пентагоном, обладал изрядным воображением: этот домик через дорогу от завода, но уже в «спальном» районе Млада Болеслава, едва ли похож на гнездо «ястребов войны». Не менее прозаичным оказался и процесс передачи машины, когда наша красная Octavia выехала из длинного зеленого гаража за «Пентагоном». Проверяем документы. «А где инструкция по эксплуатации?» «Не напечатали еще!» Поехали! ЯЗЫК ДОРОГ Через Чехию проложены отличные автобаны — почти как в Германии. Они платные, но плата взимается раз в год, как, например, в Швейцарии: надо купить специальную наклейку и прилепить ее на лобовое стекло. Наклейки, которые продаются на бензоколонках и при въезде в страну, стоят от 400 крон для легковушек до 2000 крон для «дальнобойщиков», а штраф за се отсутствие доходит до 5000 крон. Но есть и автобаны (например, вокруг Праги) с табличкой «bez poplatku» — они бесплатные, и там наклейка не нужна. Когда автомобиль, идущий по крайней левой полосе, включил левый «поворотник», я удивился: куда он собрался поворачивать? Оказалось, это знак идущему спереди: уступи дорогу! А если тебя кто-то любезно пропускает, неплохо пару раз мигнуть «аварийкой»: спасибо, мол. Польша встречает узкими дорогами, которые до отказа забиты «мелочью пузатой» — тихоходными малютками Fiat I26P. «О Господи, этим кроликам надо отвести отдельную полосу — и пусть там соревнуются друг с другом!» — ворчали мы, обгоняя очередной фиатик. Какая там отдельная полоса! В Польше даже на перекрестках дорога не расширяется, и все выстраиваются в очередь за грузовиком, который решил повернуть налево. А то, что на карте обозначено как отрезки автобанов, на деле оказывается обычными шоссе — с перекрестками и коровами, неспешно бредущими наперерез движению. Словом, хороших скоростных дорог здесь — раз, два и обчелся.
ТАМОЖЕННЫЙ БЛЮЗ Я родился в таможне, Когда я выпал на пол; Один мой отец был торговец, Другой отец — Интерпол... Б. Гребенщиков Мы рассчитывали переночевать километрах в ста от белорусской границы, чтобы подойти к ней рано утром. Так и получилось. Около семи утра мы подъехали к знаку с надписью «Таможная» (именно так поляки написали это слово русскими буквами). Умные люди посоветовали переходить границу не у Тересполя, по брестской трассе, а в местечке Дамачава, на 33 километра южнее: там и спокойнее, и машин меньше. Без проблем заехали на территорию терминала, и тут же нас поставили в сторону от общей очереди: все новые автомобили поляки проверяют на угон. Эта «противоугонная» канитель длилась ровно шесть часов: оказалось, на этом посту нет компьютера, поэтому поляки посылают факс с запросом и ждут официального ответа... Дурдом! Но самое интересное ждало нас на белорусской стороне. — Зря стояли. В апреле вышел приказ: все машины, принадлежащие юридическим лицам (наша Octavia принадлежала фирме Skoda), должны оформляться по грузовой таможенной декларации. — И куда же теперь? — Назад в Польшу. Езжайте на Кукурыки, на грузовую таможню... Бесконечная вереница «дальнобойщиков» растянулась вдоль узкой дороги, ведущей к погранпереходу Кукурыки—Козлевичи, что севернее Бреста. «Сколько времени стоите, ребята?» — спросили мы у чехов, заулыбавшихся при виде новой Шкоды. «Пятьдесят часов... Каждые два часа очередь продвигается на километр». Ленивый польский таможенник, которому мы начали излагать свои проблемы, отмахнулся: проезжайте, дескать, без очереди к белорусам, с ними и разбирайтесь. А белорусская таможня снова огорошила: «Будем оформлять автомобиль по грузовой декларации. Сейчас поедете на таможенный склад и будете там жить при машине, пока из московской таможни ваши коллеги не привезут оригинал документа о цели ввоза...» Да вы что, ребята, с ума спятили? Нам машину надо возвращать через две недели! За десять лет Skoda сделала огромный шаг вперед! Наша Octavia стоит рядом с моделью Favorit образца 1987 года Польские гаишники тоже не прочь поживиться за счет водителей Дороги Польши: попробуй обгони! Мы решили, что все это было замаскированным вымогательством, но у нас не было ни малейшего желания давать этим лентяям взятки. Мы стояли на своем: или вы нас пропускаете, или разворачиваемся — и уезжаем обратно в Чехию. Через шесть часов таможня дала «добро». Мы заполнили не грузовую, а самую обычную декларацию с пометкой «обязуюсь вывезти автомобиль до 4 ноября» (и зачем только стояли?), заплатили 20 долларов за транзитный проезд по Белоруссии и покатили дальше. Кстати, очередь дальнобойщиков в сторону Польши растянулась аж на восемь километров... Когда въезжаешь в Белоруссию, с непривычки поражает «слепота» дорог: нет ни яркой, сияющей в свете фар разметки (как она помогает ночью!), ни тем более столбиков с катафотами, ни толковых указателей. Да еще того и гляди напорешься на «летучего голландца» — на грузовик без габаритных огней... И еще досадное обстоятельство: сразу после Минска бензин А-95 пропадает, и появляется лишь за Смоленском, в Ярцеве. КАК ДЕЛА НА УКРАИНЕ? После того, как Octavia поносилась по дорогам полигона во время наших испытаний и пожила недельку в редакционном гараже, пришла пора гнать машину обратно. На сей раз было решено возвращаться не через Брест, а через Ужгород: интересно ведь, что происходит на украинских границах! Вначале мы пошли из Москвы не по киевской магистрали (МЗ), а по менее загруженной симферопольской (М2). А за Кромами, по совету знающих людей, свернули на абсолютно пустую соединительную трассу через Железногорск — и выскочили по ней на «киевку», прямо к украинской границе. Кстати, этот правый поворот на железногорскую дорогу легко проглядеть, поэтому даем его приметы: стрелочка «Киев» в 23 километрах от города Кромы, прямо перед АЗС. Подъехав к границе, мы обнаружили полное отсутствие очередей (в памяти еще были живы воспоминания о том, что творилось тут летом и жуткие рассказы дальнобойщиков о двух месяцах, проведенных на таможне.) Пришлось лишь побегать с бумажками: при въезде на Украину надо оплатить «экологический контроль»^!) и страховку, поскольку международная «зеленая карта» на Украине недействительна. Захожу и «экологический» домик. Женщина за столом: «С вас 4 рубля 11 копеек». Я аж присел от удивления. Оказалось, что рублями здесь называют нововведенные гривны, а копейки поукраински так и будут — копейки... Итого на границе мы оставили официальным путем сто тысяч русских рублей — предварительно обменяв их (по явно убыточному курсу) на 30 гривен. Только пересекли границу—и тут же гаишник по нашу душу. Я иду к нему в будочку, и тут выясняется, что украинские гаишники первый раз видят доверенность «на нерусском языке», ничего в ней не понимают и вообще — неплохо бы вас, ребята, задержать до приезда старшего... Тут открывается дверь и в будку входит коллега, которому явно надоело ждать в машине: «Ребята, какие-то проблемы?» Лучше бы он сидел в машине и помалкивал. Сержант выгнал его из будки, и, забыв про документы, еще двадцать минут вел со мной беседу, преисполненную идиотизма: — Слушай, чего он такой нервный? — Не знаю... — Ты его давно знаешь? Он всегда такой? — Да нет, не всегда... — А сейчас он чего такой нервный? И так далее. Сказка про белого бычка... Разобравшись с занудным стражем порядка, мы без приключений доехали до Киева. Переночевали и пошли на Львов. И чуть не «высохли», несмотря на резервную канистру с бензином. Последний раз А-95 встретился на выезде из Житомира, на захолустной заправке. Дальше бензоколонки встречали нас отсутствием «девяносто пятого», а после Львова, когда содержимое канистры было перелито в бак, пошли уже почти забытые картины — шланги, замотанные вокруг колонок, и надпись «бензина немае». Теперь понятно, почему на Западной Украине столько автобусов с газовыми баллонами на крыше! Мы гадали: сколько Octavia протянет «на лампочке», которая уже давно тревожно светилась? (Позже мы поставили эксперимент: «на лампе» Octavia проходит по шоссе около ста километров.) Только в Закарпатье, в местечке Нижние Ворота, внезапно встретился ЗИЛбензовоз с подозрительной табличкой от руки: «ВЕ-95». «Что это за бензин — ВЕ?» — поинтересовались мы. «Голландский»,— невозмутимо отвечал мужичок-заправщик, пряча гривны в карман... Заправились, настроение улучшилось, и мы даже подумали, что неплохо бы помыть машину. А тут — как раз импровизированная мойка, да еще какая! Стоило притормозить — и к машине наперегонки бросилось несколько человек. Мы даже испугались... Оказалось, чуть ли не все население одного из сел зарабатывает на мойке машин. Через пять минут Octavia, вымытая с мылом, сияла алыми боками, а все удовольствие обошлось нам в 5 гривен — это около 15 тысяч рублей. ЧЕРЕЗ СЛОВАКИЮ — В ПРАГУ Украинско-словацкой границы под Ужгородом мы почти не заметили: полное отсутствие очередей! К тому же словацкие таможенники так обалдели, увидев новую «октавку» (да еще идущей в Чехию со стороны России, а не наоборот!), что чуть не забыли выписать все необходимые бумаги. Ночевка в маленьком словацком городке, словацко-чешская граница (вернее, пародия на нее)... «Здесь работают 420 лошадей и один осел» — эту наклейку мы увидели на одном из трейлеров Дозаправляемся: отжимаем веточкой клапан, вставляем воронку... На Западной Украине можно запросто «высохнуть» без бензина —если не подвернется случайный заправщик Когда мы вернулись в Прагу, плакаты уже оповещали о начале с 15 ноября продаж «октавки» в Чехии Нам сказали: если идти на Прагу «низом», то будет короче. «Верхом» длиннее, зато увидим горы. Хотим в горы! А горы великолепны. Серпантины то закутаны в туман, то вновь выныривают наверх, на солнце. Вот на вершине примостился старинный замок; железная дорога, петляя рядом, то и дело ныряет в черноту тоннеля. Вдали — неправдоподобно сияющие, покрытые вечными снегами верхушки Татр... Вечером по автобану мы влетели в Прагу. Знаете, как довести ситуацию с парковкой в центре города до абсурда? Нет? Учитесь у братьев-чехов. Надо, как в Праге, все без исключения центральные улицы, переулки и проезды увешать знаками «Остановка запрещена» или таинственными «Остановка запрещена — кроме машин с картой» (что это за карта и где ее взять?). Можно, конечно, наплевать на запреты, но — вот мы видим один автомобиль с полицейским блокиратором на колесе, вот другой... В конце концов нашлось местечко на платной парковке: бросаешь в автомат монетки по 10 крон и получаешь взамен квитанцию максимум на два часа стоянки. Утешает, правда, что в ночное время эта стоянка превращается из платной в бесплатную. ПРОЩАЙ, OCTAVIA! ЗДРАВСТВУЙ, КА! Когда Octavia оказалась у ворот завода в Млада Болеславе, счетчик пробега на встроенном компьютере показывал, что с момента получения машины мы прошли около шести тысяч километров со средним расходом (учитывая высокий темп езды и горные дороги) 10 л/100 км. С чистым сердцем свидетельствуем: все это время Octavia вела себя прекрасно. Разве что отвалилась пластиковая накладка сзади на тоннеле вала, да еще регулярно отвинчивался и дребезжал замок багажника (между прочим, подходящего ключа в скромном наборе инструмента не оказалось). Есть и список мелких претензий, но все это мелочи, ибо Skoda действительно сделала огромный шаг вперед. Словацкие таможенники так обалдели от вида «октавки», что чуть не забыли оформить нам документы Чешско-польская граница. Сидят таможенники, спокойно оформляют документы, а тут — ба-бах!.. Вы думаете, что мы, отдав Октавию, отправились домой на поезде? Как бы не так! Мы поехали в Россию на кругленьком малыше Ford Ка, который совсем недавно был «засвечен» на Парижском автосалоне. Время поджимало, поэтому мы гнали Ка к границе во весь дух. А фордик и не сопротивлялся: шустро бежал, без напряжения укладывая стрелку спидометра за отметку 160. На чешско-польской границе — уникальная картина: уткнувшись развороченным носом в угол таможенного терминала, стоит дальнобойный LIAZ с прицепом. Судя по всему, шофер уснул за рулем... Представляете: сидят таможенники в своем домике, спокойно оформляют документы, а тут — ба-бах! Хорошо еще, никто не пострадал. СЮДА Я БОЛЬШЕ НЕ ЕЗДОК... Нас пытались обмануть в польском магазине при бензоколонке: продавщица согласилась обменять доллары на злотые, но мы заподозрили неладное и потребовали деньги обратно. И неспроста: оказалось, нас хотели нагреть ни много ни мало на 70 долларов! Так выглядит мойка по-закарпатски (верхний снимок)... ...а так —мойка по-чешски Еще один случай убедиться в том, что и здесь не прочь поживиться нечестным путем, представился тем же вечером. Я попался в лапы местным гаишникам за превышение скорости. «Пан разумеет по-польски? Пан ехал слишком быстро» (мне показали цифру 84 на радаре). Черт, там, кажется, действительно был знак «70». «Это стоит сто злотых». Все оправдания и уверения оказались бесполезными; смирившись с судьбой, я полез в карман за сотенной бумажкой. Лицо инспектора тут же посветлело, он сунул деньги в карман и... неожиданно вернул вместе с правами ровно половину суммы, 50 злотых. «Добже, пан?» Да, польские гаишники не прочь подзаработать на взятках. Чем ближе к границе — тем больше объявлений о продаже мебели на корявом русском языке: «Мебля», «Мебль», «Мебель дешевле, чем у соседей». Позже мы увидели и автобусы, доверху загруженные шкафами, стульями и столами. Переночевав в убогом придорожном мотеле (а, скорее, борделе), в 6.30 утра подъехали к границе — на этот раз по брестской трассе. Ура, никого! Нас запускают под шлагбаум (уже через 15 минут перед ним начала выстраиваться очередь), — и вновь ставят в сторону для проверки на угон. Это длилось 12 (двенадцать!) часов. Ни поесть толком (в грязном буфете — кофе, мороженое, водка и печенье), ни в Москву позвонить... Хорошо еще, хоть туалет работал. Утешало еще то, что наш случай оказался нетипичным, поскольку Ford, прописанный в Германии, уже несколько недель кочевал по восточноевропейским представительствам, да так, что на заводе потеряли его след. Замученные ожиданием (к счастью, на этот раз белорусская сторона оформила все мгновенно, несмотря на то, что и Ка, и Octavia принадлежат юридическим лицам — заводам), мы пулей вылетели с таможни. И тут же поклялись никогда в жизни не ехать транзитом через Польшу... Лучше уж сделать крюк через Словакию и Ужгород. ПОСЛЕДНИЕ ПРИКЛЮЧЕНИЯ «Подождите. Вот вы так едете, едете... А где же мафия,о которой ходит столько слухов?» — спросите вы. Ну, во-первых, и Octavia, и Ка имели нормальные иностранные, а не привлекающие бандитов транзитные номера. Во-вторых, уж больно необычными были машины. В-третьих, к белорусской границе мы подъезжали рано утром, а подозрительные типы появляются там вместе с очередями, ближе к вечеру. А в-четвертых... После Бреста мы начали искать, где бы поесть, и остановились у придорожного кафе. В гордом одиночестве уминаем ужин (Ford стоит под окнами), и тут в крохотную забегаловку вваливаются четверо ребят характерного вида: один бритый, другой с цепью на шее и перстнями на всех пальцах. Ой, мама... Но братва не обратила на нас никакого внимания; поприветствовали знакомых официанток, взяли по баночке пива и укатили. «Да-а, ехали бы мы на Мерседесе — были бы проблемы...» — подумали мы, переведя дух. Последнее приключение ждало нас за Минском. Обгоняем еле плетущийся Жигуленок (мы оба готовы присягнуть, что при этом не превышали скорость!). И тут изза припаркованного Volvo с поднятым багажником (чтобы не было видно мигалку на крыше) выскакивает гаишник. А дальше происходят невероятные вещи: якобы за превышение скорости отбирают права, отказываясь показать цифры на радаре. И требуют 25 тысяч «зайчиков» (это всего-то 6 тысяч российских рублей...). «Ах, нету, одни доллары? Вот когда привезете нормальные деньги и квитанцию об обмене валюты, тогда будем разговаривать». Мы, несмотря на воскресный день, умудрились поменять деньги около аэропорта и благополучно вызволили права. Но еще долго не могли успокоиться: давненько не встречались с подобным вымогательством! « * « Вот и все. Тем же вечером мы благополучно прикатили на Ка в Москву, а через неделю крошка-Ford отправился в Архангельск. Но это — уже совсем другая история. Ф.ЛАПШИН Фото автора P. S. Кстати, мы думали, что Ford Ка окажется «малоежкой», но, учитывая, что мы почти всю дорогу шли с педалью газа «в полу», расход получился почти таким же, как у Октавии, — 9,5— 10 л/100 км. |