Эксплуатация  Кузов  Двигатель  Трансмиссия  Тормоза  Ходовая  Топливная  Электрика  Схемы

Skoda: 100 лет - не возраст!

Пятидесятикилометровый участок автострады, разделяющий Прагу и тихий провинциальный городок Млада Болеслав, пронесся за какие-то 20 минут: дороги в Чехии пусть еще и не европейского уровня, но держать «крейсерские» полторы сотни километров в час они позволяют без труда.

А навестить древний Млада Болеслав меня заставила жажда попасть на автозавод Skoda и посмотреть, как обстоят дела с производством новой модели Skoda Felicia .

Жизнь здесь течет куда спокойнее и размереннее, чем в бурлящей столице. Из автомобилей, как легко было представить, превалируют машины Skoda (это все равно, что попасть в наш Тольятти, где практически одни ВАЗы). Эту компанию слегка разбавляют немногочисленные Жигули и Самары, а солидных машин западного производства — считанные единицы. Сразу же вспомнилась Прага с огромным количеством «иностранцев» и почти полным отсутствием российских машин. Народ в столице побогаче и покапризнее.

ЭТО - ФИРМА!

Штаб-квартира компании издалека замаячила огромной зеленой эмблемой Skoda. Ухоженная автостоянка со стриженым газоном, обложенным отборной галькой. Но что-то здесь явно резало глаз...

Пробрался за шлагбаум (никаких сторожей здесь нет — просто все «свои» имеют ключ, которым через окно автомобиля легко открыть автоматический шлагбаум). Оказалось, резануло вот что: недалеко от въезда расположились Audi 100 и Volkswagen Vento, а чуть поодаль автомобилей этих марок было просто полно. Чужаки у самого сердца фирмы? Нет, не чужаки: ведь Skoda теперь входит в группу VW, и появление автомобилей этого концерна здесь вполне естественно.

Одновременно вспомнились две интересные вещи. По дороге сюда удивило большое количество автовозов с автомобилями VW и SEAT. А подъезжая к городу со стороны промышленной зоны, можно увидеть огромную стоянку новеньких SEAT Toledo и VW Vento. Очевидно, рядом с заводом — что-то вроде дистрибьюторского центра по продажам автомобилей концерна VW и по поставке их в городские службы такси.

Переступил порог офиса. Выдраенное до блеска помещение, милая девушка на «ресепшене», тишина и полное отсутствие праздношатающихся. Похоже, что порядки здесь уже немецкие...

Я пошел в фойе разглядывать великолепно отреставрированный трехколесный Laurin&Klement Type W 1904 года (изделия фирмы до 1926 года носили марку L&K). Мой вопрос о том, можно ли запечатлеть на пленку этот исторический экземпляр, похоже, устроил настоящий переполох. После долгих переговоров выяснилось, что служба безопасности все-таки не разрешила снимать внутри здания. Почему, я так и не понял, но зато четко уяснил одну вещь: порядок и субординацию здесь соблюдают четко, как и подобает солидной фирме.

ЧЕМ ДЫШИТ ЗАВОД

На сравнительно небольшой территории в 242 гектара сосредоточились все фазы производства автомобилей Skoda — от металлургических цехов до главного сборочного конвейера. Общее число занятых — 15 тысяч человек.

И вновь — идеальная чистота на заводской территории. Ни гниющего оборудования, ни перерытых дорог, ни грязи... В общем, ничего, кроме опавших листьев (стоял последний день октября) и аккуратной разметки, я на внутризаводских дорогах не обнаружил.-

Пиния сборки двигателей Теперь на них устанавливается система впрыска топлива Bosch Monomotronic

 

Для начала нам (вместе со мной оказались еще немецкие тележурналисты) показали кузовное производство. Несметное количество роботов на автоматической линии сварки уныло простаивало, дожидаясь очередного нажатия кнопки «пуск». Ничего удивительного: мы попали на завод в самое «веселенькое» время — налаживания производства новой модели. «Пуск» под вой сирены и световую иллюминацию действительно нажимали, но не чаще раза в десять минут, а то и реже. В эти промежутки (сама сварка длится секунды) механики подлаживали оборудование, выверяя свои миллиметры и микроны.

Проходя вдоль линии, заметил припрятанный в закутке странный кузов. Улучив момент, подкрался—и был приятно удивлен: это был «черный» кузов универсала на базе Skoda Felicia. Как уж его назовут — Forman, как прежде, или по-другому, — неизвестно, но это был именно он. Позже удалось выяснить, что в 1995 году действительно пойдут в серию Felicia-универсал и Felicia-пикап.

Медленно, как и на сварке, двигалась линия окончательной сборки кузова (навеска капота, дверей и др.). Причем в это время на соседней нитке конвейера собирались... кузова модели Pick-Up старого образца (к слову, машина в Чехии и Словакии очень и очень популярная).

На сборке двигателей используется также самое современное (в основном немецкое) оборудование.

Переходя из цеха в цех, я увидел на стоянке старый Favorit с кузовом седан. Вот это новости! Заметив мое оживление и потянувшиеся за фотокамерой руки, наш гид вежливо попросил отказаться от фотографирования «объекта»: это — опытная модель, в серию она не пошла, так что нечего народ будоражить! Действительно, смотрелся седан не лучше нашей «девяносто девятой». Может, поэтому и «не пошел»?

А вот и главный конвейер. Здесь мне сразу приглянулось большое светящееся табло с двумя строками: «дневной план» и «факт». Против первой горела цифра 40 (в лучшие времена здесь делали 52 машины в час, но сейчас-то переходный период), против второй — 6. Поскольку на часах было больше полудня (завод работает в две дневные смены), я не смог удержаться от вопроса, осилят ли сегодняшнюю норму. Ответ был коротким: да.-



От «олдтаймеров» начала века до последней модели Felicia — таков многолетний путь фирмы, столетие которой будет отмечаться в следующем году Два верхних снимка сделаны в музее фирмы

ХОРОШИЙ ЧЕШСКИЙ С НЕМЕЦКИМ АКЦЕНТОМ

О немцах. У меня осталось впечатление, что чуть ли не каждый на заводе знает немецкий. Обучению персонала — как языковому, так и техническому — на фирме придают огромное значение. Учебный центр (расположенный здесь же, на территории завода) похож сейчас на самую крупную в стране языковую школу: 2500 местных рабочих постоянно изучают английский и немецкий, а зарубежные специалисты — чешский. Без языка «местным» не обойтись: добрая половина технической документации уже идет на немецком.

На сборке кузовов испопьзуется оборудование фирмы SMAG

А вот зарабатывают здесь не так уж и много. В среднем — 6,5—7 тысяч крон в месяц, что-то около 250 долларов. Это при том, что в автосалонах автомобиль Favorit в базовой комплектации продается за 200 тыгяч, а проезд в пражском метро стоит шесть крон. (Кстати, Felicia уже продается в Чехии, и стоит всего лишь тысяч на 10 дороже, чем Favorit.)

Сотрудничество с немцами началось в конце 1990 года, когда Skoda приняла предложение от VW войти в состав Volkswagen Group. 16 апреля 1991 эти намерения были ратифицированы, и Skoda стала четвертым членом концерна (включающим также Audi, SEAT и собственно VW). Нынче VW владеет 31 % акционерного капитала фирмы и должен довести эту долю до 70 % к концу 1995 года. Всего же немцы должны раскошелиться на 1,4 миллиарда марок.

Уже на первых порах Volkswagen оказал огромное влияние. За три года в старый Favorit было внесено около 800 конструктивных изменений, направленных на улучшение внешнего вида, повышение долговечности, снижение шума и вибраций, улучшение характеристик двигателя и т. д.

Новая Felicia пошла дальше. С 1995 года она будет оснащаться самым современным оборудованием: от надувных подушек безопасности до кондиционера и ABS. Также с будущего года на автомобиль будут устанавливать бензиновые и дизельные двигатели производства VW Group.

Но все это семечки по сравнению с тем, что ждет завод в обозримой перспективе. Оказывается, Felicia продержится на конвейере гораздо меньше, чем Favorit (тот выпускался с 1988 года). Причиной тому — новая модельная политика Volkswagen GToup . Заключается она в концепции платформ (аналогично тому, как это делают североамериканские производители): начиная с 1996 года в VW Group будут выпускаться несколько общих платформ, разбитых на четыре класса. Базируясь на этих платформах (платформа включает в себя кроме непосредственно основания кузова также подвески, двигатель, трансмиссию, ходовую часть), фирмы будут создавать «свои» автомобили — кузова, внешнее и внутреннее оформление.

Всего четырьмя фирмами будет производиться около трех десятков различных моделей. Причем, как видно из приводимой таблицы, три верхних (по уровню) класса платформ будет «перекрывать» Audi, три нижних — Volkswagen, а два самых нижних — SEAT и Skoda.

Так что через несколько лет Skoda станет еще более полноправным членом VW Group.

Мы возвращались с завода в самом конце рабочего дня.

И тут на глаза попался фирменный заводской плакатлозунг: «Наш автомобиль — на трассах мира!» Громко, но правдиво.

М. КАДАКОВ Фото автора

Ближайшее будущее Volkswagen Group: четыре ряда платформ и основные модели на их базе. В скобках указан год появления моделей.

Ряд Mini

Ряд Golf

Средний ряд

Верхний ряд

VW

VW

VW

audi

Mini-VW

Golf 4

Passat

A8

(1997)

(1996)

(1997)

(1994)

Concept

Golf Variant

Passat Variant

A8 Coupe

(1998)

(1997)

(1997)

(1996)

Concept

Golf Cabrio

audi

Минивэн

Cabriolet

(2000)

A4

(1997)

(1999)

Golf Coupe

(1994)

Polo 4

(1998)

A4 Avant

(2000)

Vento

(конец 1995)

SEAT

(1997)

A6

Marbella

audi

(конец 1996)

(1997)

A3

A6 Avant

Ibiza 3

(вторая полови-

(конец 1997)

(1999)

на 1996)

Coupe

Cordoba

SEAT

(1997)

(1999)

Toledo

Cabrio

Skoda

(1998)

(1998)

Felicia

Skoda

(1998)

«Большая»

Felicia—

Skoda

универсал

(1997)

(1999)

«Большая»

Skoda универсал (1998) Pick Up (1998)