Эксплуатация  Кузов  Двигатель  Трансмиссия  Тормоза  Ходовая  Топливная  Электрика  Схемы

Skoda: на две октавы выше

Совсем недавно автомобили Skoda считались среднесортной продукцией и сравнивались разве что с нашими ВАЗами. Однако, сыграв пять лет назад свадьбу с концерном Volkswagen, здесь активно взялись за обновление своей продукции. Первый плод сотрудничества появился на свет два года назад —это Skoda Felicia, которая нынче весьма популярна и в России. Но то была лишь пристрелка, поскольку первым полноценным ребеночком, рожденным в этом браке, стал автомобиль Skoda Octavia, разработанный на базе новой платформы концерна Volkswagen.

шкода октавия на фоне небаОфициальная премьера новой машины проходит в начале октября на автосалоне в Париже. А чтобы познакомиться с новичком поближе еще до автосалона, мы отправились на родину автомобилей Skoda —в город Млада Болеслав под Прагой.

Презентация новой машины началась с конфуза. По замыслу организаторов, автомобиль должен был спуститься в зрительный зал из заоблачных высот — то бишь из-за верхнего занавеса — и в свете прожекторов явиться на залитой светом сцене. Но как только Octavia начала «лететь», раздался скрежет, автомобиль клюнул носом и завис почти в вертикальном положении. По партеру пронеслось: «Ах!»

Но организаторы не растерялись. Сообщив, что краштсст на сегодня не был запланирован, они предложили всем «выйти в сад». Когда же мы вернулись на свои места, два автомобиля уже стояли на сцене, сверкая своими пухлыми боками.

ВНЕШНОСТЬ

Octavia отличается прекрасными сбалансированными формами и стильными линиями наружных панелей кузова. Естественно, начинаешь прикидывать: на какие же машины Octavia похожа больше всего? Есть в ней что-то от «трешки» BMW, что-то от автомобилей Lancia. И все же больше всего новая Skoda напоминает легковые автомобили Rover 400-й серии.

А найдется ли что-то традиционное, чешское, в облике машины? Вряд ли. Octavia не похожа на прежние машины из Млада Болеслава. Единственный родовой признак — эмблема фирмы с окрыленной стрелой, да и та сильно изменилась пару лет назад.

Octavia — большой автомобиль. Поскольку в основе машины лежит та же платформа. на которой построен автомобиль Audi A3, то колесная база у этих машин одинакова — 2512 мм. Но при этом длина чешской машины 4511 мм, то есть Octavia на 260 мм длиннее Audi A3 и даже на 30 мм длиннее более крупной машины — Audi А4. Достигнут такой результат путем увеличения передних и задних свесов.

По идее, большой задний свес говорит о большом багажнике. Но это не так. Багажник здесь не большой. Он огромный! Его емкость 528 литров — это больше, чем у таких машин, как Peugeot 406, Opel Vectra, Audi A3, A4 и Аб. Даже у «семерки» BMW объем багажника 500 литров.

Впрочем, багажник здесь не отделен от салона: ведь Octavia, несмотря на наличие багажника-«хвостика», имеет кузов типа хэтчбек. А это значит, что, сложив заднее сиденье, можно получить

грузовой отсек объемом уже 1328 литров. Помимо большого объема, этот багажник отличается и низкой погрузочной высотой (кромка разъема совпадает с линией бампера), и широким проемом. А вот сложив по частям задний диван, мы обнаружили, что передние сиденья при этом не могут быть отодвинуты полностью назад.

Впрочем, мы уже перешли к разговору о салоне машины. поэтому поспешим на водительское место.

ВНУТРИ

С первого взгляда салон показался скорее функциональным, чем роскошным. Не дорогая. но приятная серая обивка. Нет никаких излишеств и «наворотов». А вот места оказалось предостаточно.

Отрегулировав водител ьское сиденье под высокого (185 см) человека, пытаемся усесться сзади. Расположиться удалось вполне удобно, правда, коленки все-таки уперлись в спинку переднего сиденья. Над головой при этом осталось еще сантиметров пять. Сев втроем на заднем сиденье, понимаем, что такое соседство можно выдержать только при поездках на близкие расстояния и чувство локтя здесь уже совсем некстати.

Водительское место оставило хорошее впечатление. Рельефное сиденье надежно удерживает тело в поворотах. Оно регулируется по длине, наклону спинки, подпору поясницы и даже по высоте. Широкий диапазон регулировок в сочетании с регулируемой рулевой колонкой позволяют обеспечить удобную рабочую позу любого водителя.

Единственный минус в том, что рукоятка регулировки угла наклона спинки запрятана между спинкой и стойкой кузова, да еще перекрыта ремнем безопасности. Очень неудобно.

Панель приборов проста и функциональна. Два больших. хорошо читаемых циферблата спидометра и тахометра разнесены в стороны. Сверху между ними — указатели запаса топлива и температуры охлаждающей жидкости. Остальное место заняли контрольные лампы, прямоугольнички счетчика километража и экранчик бортового компьютера со стандартным набором функций. Вся эта «компания» в темное время подсвечивается ровным красным светом, не дающим водителю расслабиться в дальней дороге.

Органы управления просты и весьма удачно расположены.

Управление светом на немецкий манер возложено на вращающуюся ручку слева от руля. Так что левый подрулевой переключатель ведает теперь только указателями поворотов и дальним светом.

Три вращающихся рукоятки управления микроклиматом расположились под магнитолой на центральной консоли. Под ними — кнопка рециркуляции воздуха. Системе вентиляции помогает встроенный в крышу люк с электроприводом. Также электроприводом оснащены и наружные зеркала заднего вида, а на широком подлокотнике водительской двери разместились кнопки электроприводов стекол дверей.

 

Но говорить о каком-то стиле в оформлении передней панели не приходится. Это просто удобная панель современного легкового автомобиля. Да и откуда ему взяться-то, стилю, если Octavia — первый опыт фирмы в построении автомобилей такого класса?

Наш автомобиль был оснащен 125-сильным мотором с пятью клапанами на цилиндр

ПОЕХАЛИ

Попрыгав вокруг машины, мы, сами того не замечая, подогрели свой интерес к ездовым свойствам автомобиля. Чего в нем больше: чешского или немецкого? И как он поведет себя на дороге: как лучшие немецкие машины или как «неопознанный летающий объект?» Изучив карту местности, мы отправились в небольшой пробег.

Автомобиль мы выбрали, что называется, самый-самый — с наиболее мощным 125-сильным мотором, заимствованным у Audi А4, и в «топовом» варианте оснащения SLX.

Путешествие предстояло не очень долгое, всего-то 65 километров. Зато в наш маршрут вошли все виды дорог: километров пять-семь по городу, километров тридцать по автобану, а остальное — узенькие асфальтовые шоссе, петляющие по полям и весям.

Продираясь по тесным городским улочкам, Octavia показала себя маневренным автомобилем, а двигатель проявил хорошую тяговитость. Не вызвала нареканий и подвеска, обеспечив нам желаемый комфорт. На что мы обратили особое внимание в городской толчее, так это на хорошее чувство габаритов. Мы ни разу не проморгали свободную полосу или приближающийся сбоку автомобиль. Такое бывает нечасто на новом (и относительно большом!) автомобиле.

Наконец мы вырвались на автобан, где можно попробовать скоростные свойства.

Двигатель легко раскручивается почти до 7500 об/мин, а здесь ход стрелки тахометра прерывает ограничитель оборотов. Причем никаких рывков или сбоев при этом нет — мотор просто прекращает набирать обороты. Хорошо.

Лихо подхватывает третья передача, и напористо разгоняет автомобиль четвертая (напомним, что под капотом стоял самый серьезный 125сильный двигатель). Ехать быстрее 180—190 км/ч мы не рискнули: на автобанах ограничение 110 км/ч, а местная дорожная полиция, как нас предупредили, очень строга.

Двигатель понравился. Он работал очень ровно, без провалов, а особый энтузиазм проявлял при 3500—4000 об/мин.

Ряд передаточных чисел КПП нам показался немного растянутым, но не настолько, чтобы мотору было совсем тяжело. Так, пятая передача спокойно «тянет» с 60 км/ч, а после 80—90 разгоняет автомобиль вполне динамично. Следует, кстати, учесть, что во время этой поездки в автомобиле находилось четыре человека.

А это британский Rover 400-й серии. Не правда ли, Octavia почти один в один повторяет его формы?

Очень понравились тормоза. Сочетание усилия и перемещения педали тормоза подобрано настолько удачно, что с первого раза без проблем достигаешь желаемого замедления. Об эффективности работы всей тормозной системы судить не беремся — все время лил дождь. Зато появилась хорошая возможность понаблюдать за работой АБС. Показалось, что срабатывает она чуть раньше, чем хотелось бы, то есть при том замедлении, когда еше не ждешь блокировки колес. Грешить на плохие сцепные свойства шин мы не решились. Придется подождать возможности поездить на машине посуху.

Покорила управляемость автомобиля. Удобная чувствительность и мягкие, но быстрые реакции. Прекрасная устойчивость на высокой (более 150 км/ч) скорости как на прямой, так и в пологих поворотах.

Уровень усилия на рулевом колесе невысок, но реактивное действие отчетливо сопровождает поворот руля, позволяя водителю в поворотах различной кривизны надежно держать автомобиль в руках.

Если вы ошиблись в скорости на крутом вираже, то автомобиль начинает медленно скользить передними колесами наружу поворота. В такой ситуации надо лишь чуть-чуть сбросить газ, и Octavia вновь «ввинтится» в поворот.

Характеризуя управляемость в целом, надо отметить удачное сочетание высокой надежности, удобства управления и удивительной мягкости реакций. Такого от чешской машины мы не ожидали!

Хороша и плавность хода. Octavia не прыгает и не раскачивается, не досаждает ездокам большими вертикальными ускорениями. Жесткие неровности проглатыва-

ются мягко, без стука. Даже при движении по мостовой практически нет вибраций на органах управления, на полу, и уж тем более на сиденье. В общем в этой машине чувствуешь себя очень комфортно.

Однако нашлось-таки одно местечко, где разработчики дали маху. Это шумность. В первую очередь речь идет о двигателе. Его звук присутствует всегда, а не только при форсированных режимах. На скоростях свыше 80 км/ч добавляются аэроди намические шумы. Они менее приятны. Ведь если рокот двигателя помогает водителю чувствовать автомобиль, и к нему со временем привыкаешь, то «ветер» просто раздражает.

В итоге получается, что шумность — это, пожалуй, единственная ложка дегтя в бочке отличного меда.

ТЕХНИКА

Как и положено любому современному автомобилю, Octavia предлагается с целой гаммой двигателей. Помимо 4-цилиндрового 20-клапанного (пять клапанов на цилиндр) мотора объемом 1,8 литра, которым был оснащен наш автомобиль, Octavia может комплектоваться 75-сильным (1,6 л) бензиновым двигателем и турбодизелем мощностью 90 л. с. Позже в этой компании появятся еще два мотора — 1,6-литровый бензиновый мощностью 101 л. с. и 68сильный дизель. Солидное энерговооружение, не правда ли?

Не останется в одиночестве и 5-ступенчатая механическая КПП. С будущего года к ней присоединится 4скоростная автоматическая трансмиссия. Эта «коробка» интересна тем, что она сможет адаптироваться к манере езды конкретного водителя.

Рулевое управление здесь реечного типа и оснащено гидроусилителем. Передняя подвеска — McPherson с вильчатыми рычагами и стабилизатором поперечной устойчивости. Задняя — на продольных рычагах, соединенных упругой поперечиной. Передние тормоза дисковые, вентилируемые, задние — барабанные. На самых мощных модификациях дисковые тормоза устанавливаются и сзади. Четырехканальная АБС входит в набор стандартного оснащения на версии с 1,8-литровым

мотором, а за дополнительную плату может быть заказана и для других версий.

Кроме того, 1,8-литровая версия оснащается системой Traction control. Она работает лишь до 40 км/ч, обеспечивая трогание с места без пробуксовки.

Стоит сказать отдельно и о безопасности. Помимо деформируемых зон кузова, элементов жесткости в дверях и пиротехнических натяжителей ремней безопасности, Octavia вооружена двумя надувными подушками безопасности для сидящих спереди. Мало того, в скором времени появится еще четыре небольшие подушки, которые будут защищать пассажиров при ударах сбоку.

Да, это уже совсем не та Skoda.

SKODA ИЛИ VOLKSWAGEN?

В самом деле, что это: все еще Skoda или уже Volkswagen? Скорее, и то, и другое. Чешский Volkswagen

Еще в апреле 1991 года фирма Skoda заключила с концерном Volkswagen договор о создании совместного предприятия. Первым итогом совместной деятельности стала модель Felicia, которая выпускается с сентября 1994 года. Главной задачей тогда был выход на уровень качества, соответствующий стандартам немецкого гиганта. В июне 1995 года появляется универсал

Felicia Combi, а в нынешнем году — Felicia с фольксвагеновскими моторами. И, наконец, Octavia.

Дизайн, элементы кузова и интерьер разработаны чешскими специалистами, а основой машины стала новая платформа концерна Volkswagen. На этой же платформе разработан хэтчбек Audi A3, в следующем году появится Volkswagen Golf четвертого поколения, а еще годом позже — новый SEAT Toledo. Таким образом, VW вовсю проводит свою политику по сокращению числа платформ с 16 до 4, что должно сэкономить концерну до 2 миллиардов долларов.

Для выпуска новой машины в Млада Болеславе по соседству со старым предприятием Skoda с помощью немцев выстроили новый завод. Это одно из самых современных автомобильных предприятий в мире. Производство организовано там по модульному принципу. Например, рабочие разбиты на группы по шесть человек, и каждая группа сама отвечает за сборку, контроль качества и распределение зарплаты.

Кроме сборочного, заново создано и окрасочное производство. Там красками на водяной основе красят сейчас все автомобили Felicia (она не снята с производства!) и Octavia.

В ближайшие годы число продаж нового автомобиля в Западной Европе планируется довести до 70 тысяч. Цифра внушительная. Помимо нынешнего 5-дверного хэтчбека через некоторое время на конвейер поставят и универсал.

Но больше удивляет другое. От апреля 1991 года до октября 1996 года (даты официальной премьеры машины Skoda Octavia на автосалоне в Париже) прошло всего пять с половиной лет. За эти пять лет Skoda проделала путь от модели Favorit, которую вполне можно было сравнивать с нашей «девяткой», до современных автомобилей Felicia и Octavia с лучшими немецкими моторами. Интересно, а у нас такое возможно?




Некоторые технические характеристики автомобилей Skoda Octavia (данные производителя)*

1,6

1,6

1,8 20V

1.9SDI

1.9TDI

Число цилиндров

4

4

4

4

4

Рабочий объем двигателя,

куб. см

1595

1595

1781

1896

1896

Число клапанов

8

8

20

8

8

Степень сжатия

9,8

10,3

10,3

19,5

19,5

Максимальная мощность,

л. с./об/мин

75/4600

101/5800

125/6000

68/4000

90/4000

Крутящий момент,

Нм/об/мин

135/2800-3600

145/3800

173/4100

130/1800

210/1900

Снаряженная масса, кг

1160

1190

1265

н. д.

1285

Шины

175/80 R14

195/65 R15

195/65 R15

175/80 R14

195/65 R15

Коэффициент Сх

0,31

0,32

0,32

0,31

0,32

Максимальная скорость, км/ч

170

187

201

н. Д.

178

Разгон 0—100 км/ч, с

14,6

12,4

10,9

н. д.

13,9

Расход топлива по 89/491/СЕ,

90 км/ч

5,2

5,5

6,1

н. Д.

3,8

120 км/ч

7,1

7,4

7,8

н. д.

5,6

городской цикл

9,5

9,2

9,6

н. Д.

5,8

' Приведены данные для автомобилей с механической 5-ступенчатой КПП.

И, наконец, самое интересное. Сколько же Octavia стоит? Пока есть только одна ориентировочная цифра — 13 тысяч долларов за базовую модель с 75-сильным двигателем. Это цена в Чешской Республике. Там Octavia начнет продаваться в конце октября, в ноябре начнутся поставки в Словакию, а уж потом в остальную Европу. За такой схемой прослеживается и желание чехов не «отпускать» слишком далеко первые серийные машины, чтобы иметь возможность контролировать их техническое состояние и оперативно устранять недостатки.

В Россию Octavia начнет экспортироваться в апрелемае 1997 года. Рискнем предположить, что Octavia будет пользоваться ажиотажным спросом, а у торговцев корейскими и японскими машинами в этой связи могут быть проблемы. Конечно, более солидные модификации машины Skoda Octavia обойдутся значительно дороже, но все равно это будут приемлемые деньги.

Безусловно, расставлять точки над «i» пока рано. Неизвестны ни объемы поставок в Россию, ни экспортные цены. Поживем — увидим. Ждать осталось всего-лишь полгода.

А. ДИВАКОР А. НОВИЦКИИ