Эксплуатация  Кузов  Двигатель  Трансмиссия  Тормоза  Ходовая  Топливная  Электрика  Схемы

Элитное автомобильное масло «Кастрол»

масло кастролВ мире существует великое множество предприятий и компаний, производящих масла и другие смазочные материалы для автомобильной техники. Нолишьчеты-ре-пять из них можно причислить к группе лидеров, выпускающих продукцию гарантированно высшего качества, а главное - постоянно обновляющих ее, определяющих развитие и прогресс в своем деле.

Впрочем, и в этой группе есть известные различия. Если «Шелл», «Мобил», «Бритиш Петролеум» - это концерны, которые сами же добывают нефть, то естественно, что в производстве товарных продуктов их стратегический приоритет - массовость, соблюдение баланса между добычей, переработкой и сбытом. Несколько иная ситуация у концерна «Кастрол», который покупает для своей продукции исходные компоненты, подыскивая наиболее подходящих поставщиков, а свои главные силы сосредоточивает на проблемах переработки и оптимального использования сырья. Такое положение дает возможность выпускать наиболее передовой, в значительной мере элитный товар.

Хотя так было не всегда. В свое время компания, которая через три года будет праздновать столетний юбилей, отдала немалую дань поискам и разработкам подземных кладовых на нашей планете. Как бы в память об этом полное название объединения Burmah Castrol Group (как и названия ряда входящих в него фирм) до сих пор сохраняет слово Burmah, то есть «Бирма», которое давно уже не несет никакой смысловой нагрузки и лишь смущает неискушенных потребителей при чтении товарных ярлыков. Что же касается популярного и всем известного слова «Кастрол», то у него тоже есть историческое обоснование.

Когда в 1899 году англичанин Ч. Уэйкфилд обосновал собственную фирму, то преследовал весьма актуальную по тому времени цель: изготавливать смазки для паровозов и вообще паровых машин. Дела пошли успешно, новые сорта отличались хорошими свойствами, но сам Уэйкфилд очень скоро понял, что профиль надо менять. Новый вид транспорта - автомобили - быстро набирал силу, открывая настоящие перспективы. Последовали практические разработки, а в 1909(!) году был начат серийный выпуск моторного масла с торговой маркой «Кастрол». Его основой был не продукт перегонки нефти, а растительное касторовое масло. Выбор оказался чрезвычайно удачным. На протяжении многих последующих десятилетий именно «Кастрол» (в этом названии явно прослушивается созвучие с исходным сырьем) широко использовали в двигателях спортивных, гоночных, вообще форсированных и высоко нагруженных автомобилей. Потом, конечно, в ассортименте появились и разнообразные масла на нефтяной основе (кстати, в 1935 году фирма стала пионером облагораживания минеральных продуктов специальными присадками, без чего немыслимо современное масло, а в 1975-м впервые применила загуститель, который делает масло «всесезон-ным»), ну а позже на первый план вышла «синтетика» разных видов. Тем не менее звучное имя «Кастрол» осталось с продукцией фирмы навсегда.

Что позволяет концерну удерживать лидерские позиции в наши непростые времена? Прежде всего -чрезвычайно сильная научная и исследовательская база. Прогресс - понятие ступенчатое, а преодоление очередной ступени обычно происходит следующим образом.

Предположим, конструкторы-ав-томобилестроители одной из известных фирм разработали какой-то новый, более совершенный двигатель (или любой другой агрегат). Совершенно очевидно, что удельные нагрузки и скорости в нем стали выше, детали работают более напряженно. Но не менее очевидно, что новинка должна отличаться хорошей износостойкостью, надежностью, повышенным эксплуатационным ресурсом. Примирять эти требования - удел масленщиков. Именно их исследователи (тут рука об руку работают и химики, и физики) ищут и создают особые смеси, позволяющие решить поставленную задачу. Одновременно, разумеется, налаживают технологию их производства. Так появляется на свет специальное масло для двигателей такой-то модели или смазка для узлов такой-то конструкции. Вскоре, однако, достигнутое становится общим достоянием (хорошее нужно всем) и наступает очередь стан-дартизаторов: в международные нормативы вводится новый, более высокий разряд, который обрастает всеми необходимыми условиями.

Вот небольшая иллюстрация такого процесса. В начале 70-х, когда в нашей стране начинался выпуск «жигулей», лучшими в мире были моторные масла уровня «SE» (по классификации API). За истекшие годы появились классы «SF», «SC», «SH», а теперь масла «Кастрол» нынешнего поколения пошли еще дальше и диктуют необходимость введения следующей графы в стандарте.

Автору этих строк недавно довелось побывать в «святая святых» - техническом центре «Кастрол Интернэшнл» и воочию познакомиться с ним. Поначалу возникает легкое недоумение: внешне никакой супериндустриальной атрибутики там нет. Комплекс ухоженных зданий, включающий старинный дом замковой архитектуры, расположен в живописнейшей местности неподалеку от Лондона, тонет в зелени и вообще напоминает санаторий. Но при непосредственном осмотре исследовательских подразделений впечатление становится иным.

Оснащение лабораторий не уступает тому, что можно увидеть в научных институтах, занятых фундаментальными изысканиями. Аналитическая аппаратура позволяет контролировать процессы на молекулярном и даже атомном уровне, а отнюдь не простым наблюдением за пробирками или ретортами. Разумеется, и компьютерное обеспечение всех этих работ тоже максимальное. Но это, так сказать, физико-химическая сторона дела. Что касается натурных испытаний, то на самый беглый взгляд можно насчитать не менее двух десятков моторных стендов известной фирмы «Шенк» плюс к тому специальные установки для агрегатов трансмиссии, тормозных систем и т. д.

На стендах в качестве постоянного оборудования стоят самые разные двигатели, от легкого мотоциклетного до десятилитрового дизеля, а кроме того - опытные конструкции целого ряда фирм, для которых идет подбор оптимальных масел и смазок. Особое место в общем исследовательском комплексе занимает отдел, именуемый Центром испытаний автомобилей. Тут построены специальные климатические камеры, в которые помещают любое транспортное средство, от мопеда до тяжелого грузовика. Беговые барабаны позволяют «ехать» со скоростью до 250 км/ч, вентилятор имитирует встречный ветер соответствующей силы, а температура создается любая - от тропической жары до крепчайшего мороза. Одновременно исследованиям могут подвергаться до двадцати автомобилей и одиннадцати мотоциклов.

Словом, технический центр «Кастрол» впечатляет своими масштабами и эффективностью, что вполне отвечает фактическому положению дел: он преимущественно работает на перспективу в сотрудничестве едва ли не со всеми виднейшими автомобилестроителями.

В целом же «Группа Кастрол» представляет собой развитую структуру, которая состоит из многих отдельных компаний, распределенных в основном по региональному признаку (в Германии - это «Бурма Ойл (Дойчланд) ГмбХ», имеющая представительство в Москве). Предприятия и другие организации группы размещены в 150 странах, а число работающих достигает 22 тысяч.

Сегодня «Кастрол» активно развивает свое присутствие и в России.

Впрочем, автомобилистам нашей страны марка «Кастрол» знакома давно, ее популярности немало способствовали отечественные автогонщики и раллисты. Для рядовых же автолюбителей это продукция прежде была недоступна. Ныне, как известно, ситуация совершенно иная, и если покупателям чего-то не хватает, то в первую очередь - объективной информации для правильного выбора. Правда, и без особых знаний никто не сомневается в качестве масел «Кастрол», но есть сдерживающее обстоятельство - они довольно дороги, и на этом стоит немного остановиться.

Прежде всего отметим, что «Кастрол» никогда особенно не тяготел к производству «ширпотреба», а в последнее время он откровенно стремится перейти к выпуску только самых передовых продуктов. Во-вторых, ассортимент фирмы чрезвычайно широк, и каждый автомобилист может найти тут масла, подходящие к его машине не «вообще», а с учетом всех конкретных особенностей ее конструкции (зачастую и разработанного именно для данной модели).

Вот, скажем, серия синтетических масел для механических коробок передач, имеющая обозначение SMX. Эти масла хороши во всех агрегатах подобного типа, имеют многие достоинства и очень высокие потребительские свойства, но среди них есть и сугубо специализированные модификации. К примеру, вариант SMX-S годится всюду, а японский Subaru Justy нуждается только именно в нем.

Или вот пример несколько иного рода. Известно, что даже лучшие масла для автоматических коробок передач, выполненные на минеральной основе, уже после пяти тысяч километров пробега теряют до 35 процентов своей начальной вязкости из-за разрушения загущающей присадки, а потому частые замены здесь неизбежны. В тех же условиях синтетические масла «Кастрол Трансмакс S» взякость вообще не теряют, а служить могут до 50 тысяч километров. Поэтому хоть они и дороже обычных, но явно выгоднее.

Вряд ли стоит дальше множить выборочные факты: в номенклатуре фирмы надо разбираться так, чтобы каждый мог найти для себя оптимальное решение. В особенности это относится к моторным маслам, где присутствует такой уникальный продукт, как синтетическое масло SLX OW-30 (предварительные сведения о нем мы сообщали в прошлогоднем августовском номере нашего журнала). Таким образом, главные разговоры - впереди, а «интересненького» у «Кастрола» предостаточно.

Александр МОИСЕЕВИЧ